Почему “Роскосмос” сократит выходы в космос?

Похоже, для «Роскосмоса» настают тяжелые дни. Несмотря на привычку гордо именоваться «первыми в космосе», пора признать, что на пятки России наступают все активне. Еще совсем недавно монополия на доставку людей на Международную космическую станцию приносила корпорации огромные доходы, но уже в следующем году ситуация кардинально изменится. Это стало ясно после пробного запуска американского корабля CrewDragon и его удачной стыковки с МКС. Теперь у «Роскосмоса» появился конкурент, причем такой, что может перетянуть на себя львиную долю привычной прибыли.

Роскосмос (Фото из открытого источника)

Цена вопроса

На протяжении многих лет между Россией и США существовал контракт, по которому американские космонавты доставлялись на МКС на российских кораблях. Делалось это, разумеется, не за «спасибо», а по цене в 80 миллионов долларов за штуку. Учитывая, что в год на космическую станцию летало не менее шести человек, речь идет о кругленькой сумме в полмиллиарда. Принимая во внимание объемы государственного финансирования космической программы на 10 лет, до 2026 года, равные 1,4 триллиона рублей, потери можно назвать буквально катастрофическими.

Космические исследования (Фото из открытого источника)

Договор с США истекает в феврале 2020 года. Согласно нему, в наступающем году Россия доставит на МКС всего двух американских космонавтов – во втором и четвертом кварталах. Затем в игру вступят корабли SpaceX, и лавочка прикроется окончательно. Самое обидное заключается в том, что обошла страну, обладающую огромнейшими ресурсами и богатейшим космическим наследием, частная корпорация. И надо отметить, что она активно выходит на лидерские позиции в различных направлениях, касающихся освоения космоса.

Еще одна статья доходов «Роскосмоса» – зарубежные контракты на поставку ракетных двигателей РД-180 и РД-181. По словам Игоря Арбузова, генерального директора «Энергомаша», предприятия, занимающегося ракетным двигателестроением, на них приходится больше половины всех доходов предприятия. И этот поток тоже на грани иссыхания, поскольку американцы в дальнейшем планируют пользоваться собственными разработками.

В чем проблема

США всеми силами стараются избавиться от российской монополии в космосе. Ресурсов для этого у страны более чем достаточно, SpaceX, и без того имеющая колоссальные доходы и средства для развития, пользуется мощнейшей поддержкой государства. Разумеется, идея создания собственных пилотируемых космических кораблей, способных доставлять людей на орбиту, НАСА встретило с огромным энтузиазмом. Теперь программа вышла на финальную стадию, и «Роскосмосу» волей-неволей придется потесниться.

SpaceX (Фото из открытого источника)

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики, полагает, что ситуация может измениться, только если вдруг у американцев что-то пойдет не так, а это крайне маловероятно. В одном из последних интервью он достаточно безапелляционно заявил, что России нечего предложить на международном космическом рынке, современная космонавтика страны не вызывает никакого интереса у потенциальных инвесторов, покупателей и партнеров. Так что будущее госкорпорации выглядит весьма туманным.

Похоже, единственный человек, который в этой ситуации демонстрирует неуемный оптимизм, – генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он считает, что российская ракетно-космическая отрасль никогда не зависела и не будет зависеть от американцев, более того, доходы от иностранных заказчиков не составляют сколько-нибудь значительной части бюджета организации. Похоже, Дмитрий Олегович владеет какими-то другими данными, которые широкой общественности не доступны.

Оцените статью
Планеты
Добавить комментарий