Добрый день, мой читатель. Более двух тысяч лет назад ракеты на твердом топливе использовались во время войн, пока их не вытеснила артиллерия. Но в 20 веке твердое топливо обрело вторую жизнь.
Разработка и использование твердого топлива в СССР
СССР можно назвать пионером в разработке твердого топлива. Создание специального баллистного пороха буквально изменило ход Второй мировой войны. Он использовался для реактивных «Катюш» и штурмовиков Ил-2.
Но космическая советская промышленность пошла по другому пути развития. Она выбрала жидкое топливо, двигатели создавались исключительно под него. Считается, что самые совершенные двигатели делали в СССР — такие, как РД-170 и РД-180.
На 2020 год твердое топливо никуда из военной промышленности не делось, но вот в ракетной индустрии не прижилось.

Причины не использовать твердое топливо в космонавтике
Самым главным недостатком двигателей, работающих на твердом топливе, является то, что профиль тяги указывается сразу на этапе проектирования, в отличие от жидкостных ракетных двигателей. Их тягу можно корректировать и менять в зависимости от обстоятельств.
Также двигатели, работающие на твердом топливе, невозможно отключить. Либо вы дожидаетесь, пока топливо не кончится, либо взрываете двигатель.
Также к минусам использования можно отнести такие факторы, как:
- неудобное и сложное управление;
- небезопасность;
- нет возможности повторного запуска;
- небольшой удельный импульс.
Например, при запуске «Спейс Шаттла» была введена отдельная должность с обязанностью уничтожить бустер, если все пойдет не по плану. Но у этих двигателей есть также ощутимый плюс — им можно сделать достаточно мощную тягу (один подобный бустер выдает до 1400 тонн тяги).

Почему твердое топливо прижилось у военных
Военные любят технику на твердом топливе за простую и относительно дешевую сборку. Также храниться такая ракета может долго, буквально годы до запуска. А вот срок хранения у жидкого топлива строго ограничен.
Твердотопливные ракеты до сих пор используют в космической промышленности Японии, США, некоторых развитых европейских странах и в Индии. На постсоветском пространстве и в Китае такие ракеты не применяют, отдавая предпочтение жидкому топливу.
Можно сделать вывод, что Россия не просто так выбрала и использует именно его в космической промышленности. Двигатели, которые разработали еще в СССР, до сих пор актуальны, нет смысла переделывать их под твердое топливо. На данный момент рассматриваются проекты ядерных и ионных двигателей, которые будут мощнее, а затраты на их производство сократятся. Считается, что жидкие виды топлива хорошо изучены, используются на пределе своих возможностей, поэтому ученые исследуют нехимические двигательные установки: ядерные, ионные, плазменные и подобные.