Почему у космических ракет нет крыльев

Птицы летают при помощи крыльев, самолетам они также необходимы, чтобы подниматься и передвигаться по воздуху. Логично предположить, что и космические ракеты должны снабжаться этими приспособлениями.

Ракета в космосе (Фото из открытого источника)

К тому же, крылья позволили бы существенно сэкономить на топливе за счет использования их подъемной силы, пока аппарат летит в атмосфере. Почему же никто до сих пор не додумался до такого решения? Разберемся.

Стабилизаторы

На самом деле, уже в самом вопросе кроется ошибка. Додумались, и не раз. Например, американцы, когда создавали свою первую ракету для полета в космос. У аппарата под скромным названием «Малыш Джо» было несколько вариантов и модификаций, один из них получил не совсем крылья, но сильно напоминающие их аэродинамические стабилизаторы.

Впрочем, разработчики в результате пришли к выводу, что стабилизаторы процессу полета скорее вредят, чем способствуют. Поэтому от «крыльев» отказались.

Запуск ракеты Лямбда-4S (Фото из открытого источника)

В России сейчас полным ходом идут работы по созданию многоразового ускорителя первой ступени. Называться он будет «Байкал-Ангара». И в этом случае без крыльев уже не обойтись. Ключевое слово здесь «многоразовый» – поговорим об этом далее. Пока же взглянем на японскую красавицу-ракету «Лямбда-4S», у нее присутствуют небольшие стабилизаторы. И это не весь список, продолжать его нет смысла. Просто знайте, что некие рудиментарные крылья у ракет все-таки встречаются, хотя и в исключительных случаях.

Теперь уделим внимание крыльям полноценным. Для чего они нужны? Если собственная тяга аппаратов меньше их веса, крылья – идеальный способ обеспечить плавный горизонтальный полет. Подъемная сила крыла высока, поэтому, например, самолет способен передвигаться в воздухе очень долго, причем поддерживая постоянную скорость.

Вред крыльев

Ракета горизонтально не летает. Ее задача – как можно быстрее вырваться за пределы атмосферы. То есть полет должен быть вертикальным, с постоянным ускорением. Двигатель ракеты спроектирован так, чтобы создавать мощнейшую тягу. Ее сила в разы превышает вес аппарата. В такой ситуации крылья из полезного приспособления превращаются в бессмысленное и даже вредное.

Представьте, что человек едет на велосипеде по ровной дороге. Велосипед в этом случае существенно облегчает передвижение и ускоряет его. А теперь человеку надо подняться по крутому склону. Транспорт приходится тащить на плечах. Согласитесь, он перестал делать жизнь проще, очень мешает, отбирает силы, и велика вероятность, что достигнуть пункта назначения не получится. Пример грубый, но наглядно демонстрирует, что вещи, незаменимые в одной ситуации, в другой лучше не использовать. Аналогичная история с ракетой и крыльями.

Когда без крыльев не обойтись

Теперь вернемся к моментам, когда без крыльев не обойтись. Выше мы подчеркивали многоразовость кораблей, на которых они используются. Крылья в этом случае необходимы аппаратам для планирования при посадке. Обратите внимание на тот же «Байкал» или вспомните знаменитые американские «Шаттлы». Но заметьте, что крылья, имеющиеся у ракет, никак не используются при взлете и вступают в дело только при возвращении на Землю.

Американский космический шаттл (Фото из открытого источника)

Сделаем выводы. Крылья космическим ракетам не нужны, именно по этой причине конструкторы отказались от этой детали – совсем не потому, что пока не додумались. Если крылья все-таки есть, значит, аппарат должен планировать для совершения посадки.

Оцените статью
Планеты
Добавить комментарий

Adblock
detector